Дошкольное учреждение имеет 10 групповых помещений.
Музыкальный зал.
Кабинеты для занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Мониторинг условий реализации стандарта дошкольного образования показал, что в дошкольном учреждении имеется достаточная ресурсная база, которую необходимо сделать современной, учитывая, в том числе и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет педагога – психолога: в кабинете педагога – психолога были созданы зоны для коррекции эмоционально – волевого развития воспитанников:
-песочная страна (пескография);
-волшебные краски (арт – терапия);
-ковролиновые сказки (арт – терапия);
-страна рукоделия (нетрадиционные техники творчества);
– страна хорошего настроения (релаксации).
Кабинет учителя – логопеда: кабинет учителя – логопеда оснащен современными дидактическими пособиями и комплектами игр по речевому развитию, как фабричного производства, так и изготовленные руками родителей и педагогов. Учитель – логопед используют в коррекционной работе пескографию, ковролиновые сказки, нетрадиционные техники ручного труда. материально-техническое обеспечение ДОУ
Имеется библиотека Методической литературы для взрослых и библиотека детской литературы для воспитанников, всех возрастных групп.
Анализ предметно – пространственной развивающей среды показал, что в групповых помещениях созданы условия, способствующие общению и совместной деятельности детей и взрослых и соответствуют требованиям безопасности и надежности.
Во всех групповых помещениях имеются благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей наших воспитанников, поддержки индивидуальности, детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности. Мебель, игровое оборудование подобрано с учетом содержательной насыщенности, вариативности, педагогической целесообразности, трансформируемости.
Дошкольное учреждение имеет 10 возрастных групп, укомплектованных по возрастному принципу с 2 до 7 лет.
В 2017 году группы имеют следующую направленность:
-1 группа для детей с нарушениями речи;
-1 группа общеразвивающей направленности для детей раннего возраста;
-8 групп общеразвивающей направленности для детей младшего, среднего, старшего, подготовительного к школе возраста.
Данные группы посещают воспитанники в возрасте с 2 до 3 лет – 28 детей; в возрасте от 3 до 7 лет – 226 детей, из них воспитанники с ограниченными возможностями здоровья:
– с нарушением речи – 17 детей;
– частоболеющие – 10 детей;
– дети – инвалиды – 1 ребёнок.
Организация работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья выстраивается с учетом выбора эффективных форм педагогического воздействия, которые отвечают интересам ребенка и его семьи.
Содержание коррекционной работы направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и оказании помощи детям в усвоении образовательной программы дошкольного учреждения. Педагоги дошкольного учреждения используют в коррекционной работе такие технологии как: ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, проектной деятельности, игровые, личностно – ориентированные, портфолио.
Главное направление организации коррекционной работы – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом индивидуальных, психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способностей к адаптации в социуме.
Коррекционная работа в дошкольном учреждении проводится со следующими категориями воспитанников с ОВЗ:
– с детьми с нарушениями речи;
– с дети-инвалидами;
– с часто болеющими детьми.
На каждого воспитанников с ОВЗ специалистами разработан индивидуальный план сопровождения, образовательная деятельность с детьми ведется по адаптированной образовательной программе на основании заключения территориальной ПМПК.
В дошкольном учреждении функционирует одна группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (с 5 до 7 – 17 детей). Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Коррекционная работа в дошкольном учреждении осуществляется специалистами через фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками в соответствии с индивидуальными планами и на основании рабочих программ.
Работа в группах общеразвивающей направленности осуществляется через реализацию образовательной программы, а так же через реализацию комплекса санитарно – гигиенических, оздоровительных и профилактических мероприятий.
Кабинет педагога – психолога: в кабинете педагога – психолога были созданы зоны для коррекции эмоционально – волевого развития воспитанников:
-песочная страна (пескография);
-волшебные краски (арт – терапия);
-ковролиновые сказки (арт – терапия);
-страна рукоделия (нетрадиционные техники творчества);
- страна хорошего настроения (релаксации).
- Кабинет учителя – логопеда: кабинет учителя – логопеда оснащен современными дидактическими пособиями и комплектами игр по речевому развитию, как фабричного производства, так и изготовленные руками родителей и педагогов. Учитель – логопед используют в коррекционной работе пескографию, ковролиновые сказки, нетрадиционные техники ручного труда.
Физкультурный зал: в дошкольном учреждении имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. В физкультурном зале представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные вручную. Нестандартное оборудование повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Во всех возрастных группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
На территории ДОУ располагается оборудованная физкультурная площадка. Удобная, безопасная, имеет естественное покрытие.
Спортивная площадка занимает площадь – 250 кв.м.
Спортивное оборудование:
– лестничный комплекс для лазанья (металлический)
– «кольцеброс» (металлический)
– лестница горизонтальная для ползанья (металлическая)
– дорожка для бега с препятствиями
– ворота для игры в футбол
Имеется выносной материал для проведения физкультурных занятий:
-мячи – 35 штук;
-обручи- 35 штук;
– скакалки – 30 штук;
– флажки – 30 штук;
– кубики- 30 штук;
– кегли – 30 штук;
– стойки для выполнения спортивных элементов – 5 штук;
– мягкие спортивные модули.
В учреждении имеется доступ к сети Интернет.
Детский сад оснащен современным интерактивным оборудованием:
Компьютеры (7),
ноутбук (5),
акустическая система (3),
интерактивная доска (4),
проектор (5),
интерактивная панель (1) .
Под особым контролем находятся вопросы создания безопасных условий в дошкольном учреждении.
Проводятся следующие мероприятия:
– регулярно осуществляется проверка помещений здания и территории ДОУ на отсутствие взрывчатых веществ, посторонних предметов;
– разработан контрольно-пропускной режим учреждения:
В ДОУ имеется кнопка тревожной сигнализации, а также автоматическая пожарная сигнализация оповещения людей о пожаре, порядок ее работы доведен до сотрудников;
– установлено видеонаблюдение по периметру территории ДОУ и внутри помещения (коридоры) ДОУ.
-проводятся регулярные инструктажи сотрудников и воспитанников ДОУ по повышению безопасности и правилам поведения в случае возникновения различных ЧС;
-проводятся практические занятия по эвакуации детей и сотрудников из здания: при возникновении ЧС;
-организовано проведение бесед с детьми, родителями и сотрудниками по соблюдению ПДД и безопасного поведения в быту и на улице;
-разработан паспорт учреждения по безопасности дорожного движения, согласованный с ГИБДД и Комитетом по образованию;
-разработаны инструкции по ОТ в соответствии с требованиями законодательства;
-проводится вводный инструктаж с вновь прибывшими сотрудниками, а также согласно утверждённому годовому планированию ДОУ проводятся повторные противопожарные инструктажи, инструктажи по технике безопасности и антитеррористической защищенности.
При создании условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ особое внимание в учреждении уделено разработке образовательной программы.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
До момента принятия, программа прошла внутреннюю и внешнюю экспертизы, была рассмотрена членами Управляющего совета, а затем принята к утверждению с учетом решения педагогического совета.
Основной целью реализации образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 20» является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
По рекомендациям территориальной психолого-медико-педагогической комиссии образовательная программа адаптирована для всех воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с образовательной программой в дошкольном учреждении разработаны парциальные программы, которые направлены на обучение и воспитание детей с нарушениями речевого развития, слабым физическим здоровьем, проблемами в развитии эмоциональной сферы, сопровождения детей – инвалидов.
Разработанные и реализуемые парциальные образовательные программы для детей с ОВЗ
Парциальная программа | Цель | Назначение | |
Адаптированная образовательная программа | |||
1 | Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи | Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе с общим недоразвитием речи, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников | Воспитанники от 5 до 7 лет, посещающие группы компенсирующей направленности |
2 | Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития | Построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с задержкой психического развития | Воспитанники с задержкой психического развития |
3 | Адаптированная образовательная программа для детей-инвалидов | Создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальной адаптации. | Дети-инвалиды |
4 | Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога | Определение основных направлений психологического сопровождения, реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования целых ориентиров дошкольного образования. | Воспитанники от 2 до 7 лет |
Дошкольное учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами – 20 воспитателей, два музыкальных руководителя, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре.
Деятельность детского сада по сопровождению воспитанников с ОВЗ невозможна без целенаправленной работы по методической поддержке и сопровождению педагогов на всех этапах развития их собственной профессиональной компетентности.
Модель непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения
Планомерная работа по курсовой подготовке позволила всем педагогам дошкольного учреждения повысить профессиональный уровень, получив дополнительные знания в обеспечении ФГОС в системе дошкольного образования, а так же изучить технологию организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации стандарта.
Мониторинг условий реализации стандарта дошкольного образования показал, что в дошкольном учреждении имеется достаточная ресурсная база, которую необходимо сделать современной, учитывая, в том числе и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Физкультурный зал: в дошкольном учреждении имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. В физкультурном зале представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные вручную. Нестандартное оборудование повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Во всех возрастных группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Кабинет педагога – психолога: в кабинете педагога – психолога были созданы зоны для коррекции эмоционально – волевого развития воспитанников:
-песочная страна (пескография);
-волшебные краски (арт – терапия);
-ковролиновые сказки (арт – терапия);
-страна рукоделия (нетрадиционные техники творчества);
– страна хорошего настроения (релаксации).
Кабинет учителя – логопеда: кабинет учителя – логопеда оснащен современными дидактическими пособиями и комплектами игр по речевому развитию, как фабричного производства, так и изготовленные руками родителей и педагогов. Учитель – логопед используют в коррекционной работе пескографию, ковролиновые сказки, нетрадиционные техники ручного труда.
Для охраны здоровья воспитанников в дошкольном учреждении функционируют медицинский, прививочный кабинеты. В дошкольном учреждении соблюдены требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию. Обеспечение санитарно – гигиенических условий в дошкольном учреждении соответствует требованиям действующего СанПиН.
Анализ предметно – пространственной развивающей среды показал, что в групповых помещениях созданы условия, способствующие общению и совместной деятельности детей и взрослых и соответствуют требованиям безопасности и надежности.
Во всех групповых помещениях имеются благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей наших воспитанников, поддержки индивидуальности, детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности. Мебель, игровое оборудование подобрано с учетом содержательной насыщенности, вариативности, педагогической целесообразности, трансформируемости.
Дошкольное учреждение имеет 10 возрастных групп, укомплектованных по возрастному принципу с 2 до 7 лет.
В 2017 году группы имеют следующую направленность:
-1 группа для детей с нарушениями речи;
-1 группа общеразвивающей направленности для детей раннего возраста;
-8 групп общеразвивающей направленности для детей младшего, среднего, старшего, подготовительного к школе возраста.
Данные группы посещают воспитанники в возрасте с 2 до 3 лет – 28 детей; в возрасте от 3 до 7 лет – 226 детей, из них воспитанники с ограниченными возможностями здоровья:
– с нарушением речи – 17 детей;
– частоболеющие – 10 детей;
– дети – инвалиды – 1 ребёнок.
Организация работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья выстраивается с учетом выбора эффективных форм педагогического воздействия, которые отвечают интересам ребенка и его семьи.
Содержание коррекционной работы направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и оказании помощи детям в усвоении образовательной программы дошкольного учреждения. Педагоги дошкольного учреждения используют в коррекционной работе такие технологии как: ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, проектной деятельности, игровые, личностно – ориентированные, портфолио.
Главное направление организации коррекционной работы – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом индивидуальных, психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способностей к адаптации в социуме.
Коррекционная работа в дошкольном учреждении проводится со следующими категориями воспитанников с ОВЗ:
– с детьми с нарушениями речи;
– с дети-инвалидами;
– с часто болеющими детьми.
На каждого воспитанников с ОВЗ специалистами разработан индивидуальный план сопровождения, образовательная деятельность с детьми ведется по адаптированной образовательной программе на основании заключения территориальной ПМПК.
В дошкольном учреждении функционирует одна группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (с 5 до 7 – 17 детей). Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе программы по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Коррекционная работа в дошкольном учреждении осуществляется специалистами через фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками в соответствии с индивидуальными планами и на основании рабочих программ.
Работа в группах общеразвивающей направленности осуществляется через реализацию образовательной программы, а так же через реализацию комплекса санитарно – гигиенических, оздоровительных и профилактических мероприятий.
С целью реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование в дошкольном учреждении организованны вариативные формы дошкольного образования, как для детей с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
С целью оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольное учреждение, организован Консультативный центр.
Деятельность Консультативного центра направлена на:
– оказание содействия в социализации детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детский сад;
– оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение.
Работа Консультативного центра выстроена в соответствии с образовательной программой и с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.
В 2017 году специалистами Консультативного центра запланированы следующие мероприятия:
– круглый стол «Адаптация детей с ОВЗ к жизнедеятельности детского сада»;
– игровой тренинг «Раннее интеллектуальное развитие ребенка от 1,5 года до 3 лет. Растем вместе»;
– деловая игра «Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации»;
– тренинг «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»;
– творческая презентационная площадка «Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка с ОВЗ»;
– семинар-практикум «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»;
– мастер-класс «Формирование фонематических представлений и подготовка к обучению грамоте»;
– консультация на сайте дошкольного учреждения «Речевая готовность детей к школе»;
– «шпаргалка для родителей» на сайте дошкольного учреждения «Подготовка детей к обучению в школе»;
– индивидуальные коррекционные занятия по развитию речи (постановка и автоматизация звуков, обогащение словаря по темам – овощи, фрукты, игрушки, части тела);
– игровой практикум «Организация и проведение артикуляционных упражнений в домашних условиях»;
– игровой тренинг «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста»;
– консультация-диспут «Особые дети – особое общение»;
– практикум «Знакомство с простейшими коррекционными методиками работы в домашних условиях».
С целью повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, в дошкольном учреждении в 2017 году организована работа семейного клуба «Общение». Одним из направлений семейного клуба является оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания, развития, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках заседания клуба запланированы разнообразные формы взаимодействия:
– интерактивная игра-тренинг «Взаимодействие семьи и ДОУ по обеспечению психологического здоровья детей»;
– мастер-класс «Игровые упражнения на развития у детей с ОВЗ познавательных способностей»;
– интерактивная тематическая встреча с родителями «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (создание развивающего пространства в семье).
С целью оказания помощи молодым специалистам и начинающим воспитателям в их профессиональном становлении, повышения уровня их мастерства в организации работы с детьми, имеющими разные образовательные потребности, в дошкольном учреждении проводится работа службы педагогического мастерства «Ступени».
С молодыми специалистами и начинающими воспитателями запланированы следующие методические мероприятия:
– семинар «Разработка «Индивидуальных маршрутов сопровождения» для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
– практикум «Выявление и сопровождение детей с разными образовательными потребностями»;
– деловая игра «Организация учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития»;
– педагогическая мастерская «Игры и упражнения для развития познавательной активности дошкольников, в том числе с ОВЗ».
В процессе реализации стандарта дошкольного образования педагогами разрабатывается инновационный проект по направлению «Проектирование образовательного процесса в условия реализации ФГОС дошкольного образования» по следующим практико-ориентированным темам:
№ п/п | Тема методической разработки |
1 | «Развитие познавательных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи через использование проектного метода» |
2 | «Роль экспериментирования в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» |
3 | «Использование приемов моделирования в работе с детьми с нарушениями речи» |
4 | «Использование универсального игрового пособия «Лэпбук» в совместной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагога-психолога» |
Таким образом, запланированная и реализуемая работа ДОУ № 20 способствует созданию современной (инновационной) инфраструктуры в дошкольном учреждении, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом потребностей детей с ОВЗ.